Учитель Маркса — Моисей Гесс. Текст публикации принадлежит не мне и был взят из сообщества Вконтакте «Nationale Jugend».
Учитель Маркса — Моисей Гесс
В годы юности Маркс познакомился с неким Моисеем Гессом — человеком, сыгравшим самую важную роль в его жизни и заставившим его принять социалистический идеал. Чтобы сделать картину более полной, скажем ещё несколько слов о Моисее Гессе, обратившем Маркса и Энгельса в социализм.
В Израиле есть гробница, на которой можно прочесть следующие слова: «Моисей Гесс — основатель германской социал-демократической партии». В своём «Красном катехизисе» для немецкого народа Гесс писал: «Что черно? Черно духовенство. Эти богословы — худшие аристократы. Поп учит князей порабощать людей во имя Божие. Во-вторых, он учит народ позволять порабощать себя и эксплуатировать во имя Божие. В-третьих, и, главным образом, он обеспечивает себе с Божией помощью привольную жизнь на земле, тогда как людям рекомендуется ждать её на небе. Красный флаг символизирует непрекращающуюся революцию вплоть до окончательной победы рабочего класса во всех цивилизованных странах красной республики. Социалистическая революция — моя религия. Когда рабочие добьются победы в своей стране, они должны помочь своим братьям и в остальном мире». Такова была религия Гесса.
Гесс, основатель современного социализма, основал так же и совершенно другое движение — сионизм. Он, учивший Маркса важности классовой борьбы, написал в своей книге «Рим — Иерусалим» в 1862 году следующие удивительные слова: «Прежде всего — расовая борьба. Борьба классов второстепенна». Гесс создаёт сионизм расовой борьбы, навязывая борьбу с теми, кто не принадлежит к еврейской расе. Моисей Гесс претендует на Иерусалим для евреев, но без Иисуса Христа, Царя Иудейского. Что ему до Христа? Он пишет: «Каждый еврей имеет в себе задатки Мессии. Каждая еврейка — задатки скорбящей Богоматери». Почему, в таком случае, он не сделал из еврея Маркса мессию, богоизбранного человека? Для Гесса Иисус это, как он сам пишет, еврей, которого язычники обоготворили как своего спасителя. По Гессу — евреи не нуждаются в нём для самих себя. Гесс не желает быть спасённым и стремление к личной святости в человеке называет индогерманским. Целью евреев, по его мнению, должно быть мессианское государство, переделка мира согласно Божественному плану. Это значит, исходя из «Красного катехизиса», произвести социалистическую революцию, используя для этого расовую и классовую борьбу.
Моисей Гесс, который возложил на своего идола задачу покончить со средневековой религией и заменить её религией социалистической революции, пишет удивительные слова: «Меня всегда назидали еврейские молитвы». Какие же молитвы произносят те, которые называют религию «опиумом для народа»? Моисей Гесс преподал Марксу социализм, прочно связанный с интернационализмом. Маркс пишет в «Коммунистическом манифесте», что у пролетариата нет отечества. Гесс критиковал Эрфуртскую программу социал-демократической партии за её безоговорочное признание национального принципа. Но Гесс — интернационалист особого рода: «Еврейский патриотизм должен оставаться». Он пишет: «Всякий, кто отрицает еврейский национализм, не только отступник, изменник в религиозном смысле, но и предатель своего народа и своей семьи. Если окажется, что эмансипация евреев не совместима с еврейским национализмом, то еврей должен пожертвовать эмансипацией. Каждый еврей должен быть, прежде всего, еврейским патриотом».
Один и тот же человек, Моисей Гесс, почти никому не известный, был глашатаем трёх сатанинских движений — коммунизма, сионизма и богословия революции. Еврейская религия — единственная религия, которую Гесс глубоко уважает. Он пишет: «Наша религия (иудаизм) имеет своей исходной точкой энтузиазм расы, которая со времени своего появления на авансцене истории предвидела конечные цели человечества, и которой было дано предзнаменование мессианского времени». То время, которое Гесс называет мессианским, это время всемирной победы социалистической революции. Он пишет: «Наш Бог, не что иное, как человеческая раса, объединённая любовью. Путь к достижению такого единения — социалистическая революция, в которой десятки миллионов будут замучены и уничтожены» . «Только поняв Моисея Гесса, человека повлиявшего на Маркса, Энгельса и Бакунина — трёх основателей I интернационала, — можно понять сатанинские глубины коммунизма», — пишет в своём исследовании «Маркс прежде марксизма» Марк Леон.
Человек, убедивший Энгельса стать коммунистом, был всё тот же Моисей Гесс, который до него убедил Маркса. Гесс писал после встречи с Энгельсом в Кёльне: «Он покинул меня сверхревностным коммунистом. Так я творю опустошение».
В письме к Бертольду Ауэрбаху Моисей Гесс характеризует Маркса, как величайшего философа: «Доктор Маркс — так называется мой кумир, — ещё совсем молодой человек, самое большее около 24 лет. Он нанесёт окончательный удар средневековой религии и философии». Значит, цель — удар по религии, а не социализм.
Вот текст со страницы, посвященной этому человеку из Электронной еврейской энциклопедии:
ГЕСС (Хесс) Мозес (Моше, также Мориц; Hess, Moses; 1812, Бонн, – 1875, Париж), один из первых немецких социалистов и ранних (см. Иехуда Алкалай, Цви Хирш Калишер) провозвестников сионизма, в частности — социалистического. В 1817–26 гг. Гесс жил у своего деда, раввина, с помощью которого усвоил начала Библии и Талмуда. С 1830 г. учился в Боннском университете. В своих первых книгах «Священная история человечества…» (1837; попытка сочетать гегелевскую триаду развития общества с пантеистическим представлением о Боге, заимствованным у Баруха Спинозы) и «Европейская триархия» (1841; призыв создать прогрессивный франко-англо-немецкий союз против реакционной России) Гесс уделяет место и судьбе еврейства. Себя он считает немцем, резко нападает на иудаизм, выступает сторонником полной ассимиляции евреев посредством их эмансипации и поощрения смешанных браков. Даже Дамасское дело (1840), пробудившее в нем национальные чувства, не поколебало взглядов Гесса, и он их придерживался еще долгое время.
С конца 1841 г. Гесс стал одним из редакторов (до К. Маркса) кельнской радикальной газеты «Райнише цайтунг» (запрещена правительством в марте 1843 г.), а в конце 1842 г. — ее парижским корреспондентом. Как лидер течения «истинный социализм» (синтез идей немецкого идеализма, французского утопического социализма и этики Л. Фейербаха) видел в коммунистическом обществе воплощение практической этики, за что подвергся резкой критике в «Коммунистическом манифесте» (1848) К. Маркса и Ф. Энгельса. Гесс, однако, остался этическим социалистом и тогда, когда в 1846–51 гг. примыкал к Марксу, признав важность политико-экономических факторов для построения коммунизма. После 1852 г. Гесс жил (с перерывами) в Париже, занимаясь главным образом публицистикой. С 1863 г. стал сторонником Ф. Лассаля.
В 1862 г. Гесс издал в Германии книгу «Рим и Иерусалим», вошедшую в классику сионистской литературы. В ней Гесс выдвигает идею, согласно которой первичной движущей силой истории человечества является расовая борьба, вторичной — классовая. Две «мировые исторические расы» — арийцы и семиты — объединенными усилиями в области культуры создали современное общество: первые — стремлением объяснить и украсить жизнь, вторые — освятив ее и внеся в нее моральное начало. Различия между расами не означают их деления на высшие и низшие. Следовательно, нет оправдания дискриминации или угнетению какой-либо из них. Итогом исторического развития должно стать гармоническое сотрудничество всех наций, независимость которых — необходимая предпосылка социального прогресса. Независимость еврейского народа достижима лишь в национальном государстве, возрожденном в Палестине. Лучшим средством сохранения национальной самобытности евреев Гесс считает религию. Поэтому до создания в Палестине еврейских политических и социальных учреждений не следует вносить в еврейскую религию каких-либо изменений. В национальном еврейском государстве задачу приведения религиозных законов в соответствие с нуждами нового общества призван решать выборный Синедрион. Структура еврейского государства, по представлениям Гесса, должна базироваться на общенациональной собственности на землю; на правовых нормах, обеспечивающих процветание труда; на обобществлении сельского хозяйства, промышленности и торговли «в соответствии с Моисеевыми, то есть социалистическими принципами» («Рим и Иерусалим», письмо 12). Книга вызвала острую полемику и нападки на Гесса со стороны его товарищей по рабочему движению, но затем на некоторое время была забыта. Лишь с возникновением сионистского движения личность Гесса и «Рим и Иерусалим» были оценены по достоинству. Книгу стали переиздавать, переводить с немецкого на другие языки (в том числе на русский; новый перевод в сборнике «Рим и Иерусалим», Тель-Авив, 1979). Двухтомное собрание сочинений Гесса на иврите с примечаниями М. Бубера издано в 1954–56 гг. В последнее время возрос также интерес социалистов к Гессу.
Останки Гесса, похороненные по его просьбе на еврейском кладбище в Дейце близ Кельна, были в 1961 г. перевезены в Израиль и покоятся на кладбище у озера Киннерет. Именем Гесса назван мошав Кфар-Хес.